В октябре 2013 г. в рамках выставки «Станкостроение-2013» состоялась конференция на тему «Инновационные технологии для железнодорожного машиностроения». Организатор конференции - ООО «Райт Солюшн» при поддержке компаний ООО «РОСТОК», ООО «СТАНЭКСИМ». Доклады конференции были посвящены новому оборудованию для вагоностроительных и вагоноремонтных предприятий.
Сегодня общий парк только грузовых вагонов на железных дорогах России составляет более 1 млн ед. Большая часть эксплуатируемого вагонного парка имеет большой возраст, а значит все чаще нуждается в ремонте или вообще подлежат списанию. При этом выпуск грузовых вагонов в России в первом полугодии текущего года сократился почти на 21% (по сравнению с показателями аналогичного периода прошлого года), а вагоноремонтные предприятии уже не первый год испытывают профицит мощностей. У российских вагоноремонтных компаний есть депо, которые загружены менее чем на 40%. При этом год за годом все больше российских вагонов уходит на ремонт в страны СНГ и Балтии (за 2012 г. там было отремонтировано почти 13,5 тыс. российских вагонов). В условиях профицита вагоноремонтных мощностей у компаний-операторов есть возможность выбрать предприятие, которое оснащено более современным оборудованием, что гарантирует более высокое качество. На конференции были представлены модели станков, которые могут помочь вагоноремонтным предприятиям повысить свою конкурентоспособность.
Станки для растачивания ступицы железнодорожного колеса
Растачивание отверстия в ступице колеса является одной из основных операций при изготовлении колесных пар. Точность расположения отверстия определяет необходимость дальнейшей обработки поверхностей катания колесной пары в сборе и величину снимаемого при этом припуска. Если отверстие расточено с эксцентриситетом относительно поверхности катания или под углом к торцевой плоскости колеса, то для устранения образовавшегося биения приходится обтачивать колесную пару. Это увеличивает стоимость ремонта и сокращает ресурс колесной пары (в среднем на 10%).
Станки модели КРС2791М-Н1 и его модификации, производитель ООО «Ульяновский завод тяжелых и уникальных станков» предназначены именно для растачивания отверстия ступицы железнодорожного колеса. При разработке станка было реализовано нестандартное компоновочное решение: обрабатываемая деталь остается неподвижной (главное движение выполняется инструментом). Для удобства загрузки и автоматизации уборки стружки колесо расположено вертикально.
Оригинальное компоновочное решение станка, оригинальный инструментальный шпиндель, высокая статическая и динамическая жесткость обеспечивают очень высокие рабочие характеристики станка. Точность обработки повышается в 2-3 раза. Так точность растачивания по диаметру составляет до ±0,005 мм. В сравнении с традиционным оборудованием производительность работ повышается в 1,5-2 раза, а энергопотребление сокращается в 2 раза. На сегодняшний день по производительности и точности обработки станок превосходит лучшие мировые образцы.
Станки для обработки различных деталей подвижного состава
В этом году ООО «Ульяновский завод тяжелых и уникальных станков» начал выпуск станков моделей 6963-0ХХ. Особенность станков этого модельного ряда заключается в том, что на базе одного фрезерного модуля с помощью пристыковки к станку различных приспособлений можно обрабатывать практически весь диапазон деталей вагона, требующих механической обработки. Так, например, станки модели 6963-02Х могут использоваться для комплексной механической обработки детали «Рама боковая» и обеспечивают обработку как новых литых заготовок, так и восстановленных наплавкой и выполняют следующие операции фрезерования:
- фрезерование поверхностей под фрикционные накладки в балочном проеме рамы боковой (модель 6963-021);
- обработка опорной и боковых поверхностей буксовых проемов (модель 6963-022);
- сверление восьми отверстий в балочном проеме рамы боковой (модель 6963-023);
- фрезерование поверхностей под фрикционные накладки и сверление восьми отверстий в балочном проеме рамы боковой (модель 6963-021/023);
- обработка наружных торцов боковых поверхностей буксового проема (модель 6963-024).
Все станки высокопроизводительны и могут использоваться как в крупносерийном производстве, так и в депо.
Свои предложения для железных дорог представил Станкозавод «ТБС», созданный в 2009 г. на базе ЗАО «Техническое Бюро Станкостроения» (ТБС) и «Технологического центра». Специальный колесотокарный станок КТ1250Ф3, который проходит модернизацию на Станкозаводе «ТБС», предназначен для обработки поверхностей катания и тормозных дисков колесных пар железнодорожного подвижного состава, в т.ч. в сборе с осевым редуктором и корпусами букс. Плавное регулирование скорости вращения колесной пары позволяет добиться оптимизации режимов резания во время обработки.
Станок обеспечивает высокопроизводительную обработку колесных пар, возможность обработки любых профилей поверхности катания, обработки внутренних торцевых ободов, расточки канавок предельной обработки обоих колес (цельнокатаных или бандажных), новых или изношенных колесных пар одновременно двумя суппортами в автоматическом режиме.
Для перемещения суппортов используются шарико-винтовые передачи и закаленные направляющие, что обеспечивают повышение точности, надежности и долговечности.
Станок обеспечивает точность обработки 0,2 мм, повторяемость обработки позволяет использовать станок для обработки колесных пар высокоскоростного подвижного состава. Станок отличает компактная конструкция, повышенная надежность и экономичность.
Подрельсовый колесотокарный станок модели 1400Ф4, представленный Станкозаводом «ТБС», предназначен для токарной обработки бандажей колесных пар по диаметру катания без выкатки из-под локомотивов, электровозов, тепловозов и мотор-вагонных секций. На станке можно также обрабатывать одиночные колесные пары. Станок устанавливается ниже уровня рельсов.
Для перемещения суппортов применены прецизионные шарико-винтовые пары и закаленные направляющие, что обеспечивает точность перемещения, надежность и долговечность.
Станок снабжен устройствами для обмера колесной пары перед обработкой и контроля после обработки. Устройства позволяют в автоматическом цикле перед обработкой определять колебания размеров и величину износа поверхностей катания колесных пар с выводом на монитор УЧПУ оптимально требуемой глубины снятия стружки и внесением соответствующих параметров в управляющую программу обработки. После получения заданных профилей поверхностей катания колесных пар устройства также в автоматическом цикле контролируют результаты обработки и, при необходимости, обеспечивают введение коррекции в управляющую программу.
Станкозавод «ТБС» также представил горизонтально-расточной станок модели ПР622Ф4, который предназначен для выполнения операций по обработке главных технологических и эксплуатационных поверхностей на ответственных деталях и узлах подвижного состава железнодорожного транспорта: корпуса буксы; башмака неповоротного; корпуса автосцепки; предохранителя; боковой рамы; надрессорной балки.
Для выполнения данных операций станок комплектуется: навесной планшайбой; удлинителем полого шпинделя; технологическим приспособлением для крепления и обработки корпуса автосцепки с комплектом инструмента и оправок; технологическим приспособлением для крепления и обработки боковых рам грузовых тележек с комплектом инструмента и оправок; технологическим приспособлением для крепления и обработки надрессорной балки с комплектом инструмента и оправок. Данный станок может заменить до 5 ед. традиционного оборудования, используемого сегодня в вагоноремонтных депо.
Ультразвуковой контроль колесных пар
Для выявления трещин и дефектов колесных пар как новых, так и эксплуатируемых подвергаются ультразвуковому контролю. Эти испытания производятся большей частью вручную, и процесс это трудоемкий и не гарантирует требуемого качества из-за проблем, связанных именно с потерей акустического контакта.
ЗАО Межгосударственным концерном «Трансмаш» был представлен стенд ультразвуковой дефектоскопии СУДКП, в котором используется иммерсионный способ ввода ультразвуковых колебаний - через толстый слой жидкости. При таком методе гарантируется высокая стабильность акустического контакта, изделие проверяется с гораздо большей достоверностью.
СУДКП предназначен для выявления дефектов ободьев и дисков колесных пар типов РУ1-950, РУ1Ш-950 и позволяет обнаруживать такие дефекты цельнокатаных колес, как: поперечные единичные трещины в ободе; объемные дефекты (газовые пузыри, поры, раковины) в ободе; сетку термических трещин в ободе; неметаллические включения; трещины в зоне перехода от обода к диску; трещины и расслоения в ободе, ориентированные параллельно торцевой поверхности обода.
Стенд СУДКП может применяться в колесно-роликовых цехах вагоноремонтных предприятий и мастерских.
Особенностью стенда СУДКП является возможность работы на технологических путях без дополнительных грузоподъемных механизмов, а также вписывание всех технологических элементов в межрельсовое пространство, что позволяет монтировать и внедрять стен СУДКП в условиях действующих цехов без существенных мероприятий по реконструкции. Применение компьютера со специальным программным обеспечением позволяет автоматизировать процесс дефектоскопии и вести учет в базе данных. Данное оборудование работает пока только в Беларуси и Прибалтике.